Борьбу между священным быком и львом как образами одного и того же бога, этот сюжет возник в Нижней Месопотамии около 4000 года до х. э., еще в 1 веке до шумерское время. Может быть, существовали разные божества ‘низа‘, например, бог земли, бык и бог преисподней, лев или змей.
А может быть, у одних древнейших племен ‘низ’ вселенной был представлен одним божеством, у других, двумя или более, а впоследствии произошло смешение их образов.
Наконец, убиение быка львом в мифологии населения Месопотамии 4-3 тыс. до х. э. может представлять собой вариант сюжета убиения богом преисподней оленя.
В эпоху неолита в Нижней Месопотамии, священный бык и лев, образы неолитического бога земли и преисподней, представлялись двумя разными божествами. Может быть, они считались состоящими в родстве и оба пользовались почитанием.
Соперничество в среде богов, обычное явление в мифах.В искусстве стран Древнего Востока есть тема терзания быка львов.
Возникает вопрос: как могло сознание древних допустить чью-либо победу над весьма почитаемым божеством, причем над божеством, олицетворявшим, помимо всего прочего, мужество, воинскую доблесть, наконец, бессмертие?
Религия не руководствуется логикой. Ведь почитают же Христа, который был умерщвлен людьми, и всемогущего бога, который допустил это.
Согласно мифам, умирали и воскресали такие могущественные и грозные боги, как финикийский Баал и вавилонский Мардук.
У разных народов существовал обычай ритуального умерщвления существ, представлявших бога земли, в том числе таких типичных представителей этого божества, как змея и медведь. Обычай этот зафиксирован не только у земледельческих народов, следовательно, представления о зимнем замирании и последующем оживании земли могла иметь место до возникновения земледелия. По-видимому, истоки мифов о смерти бессмертного бога, а также ритуалов его умерщвления восходят к тем временам, когда неандертальцы убивали медведя, чтобы завладеть его пещерой и мясом, а затем задабривали его, принося ему человеческие жертвы и помещая останки его тела в других пещерах, непригодных в качестве жилищ для людей.
Сюжет борьбы быка и льва вызывает также вопрос: если бык, бог земли, то кто лев? Судя по ряду данных, божество земли олицетворявший не только такими существами как змея, козел, бык, медведь, но также хищниками, в том числе львом.
В народных поверий и древних мифах, в качестве представителей нижнего мира выступали различные существа:
1) пресмыкающиеся, главным образом змея, а также лягушка, черепаха, крокодил;
2) травоядные, олень, лошадь, бык, козел, свинья;
3) хищники, лев, барс, волк, медведь, собака, кошка.
Множественность этих существ, причем столь различных, трудно совместима с представлением об одном божестве ‘низа’ вселенной.

Священный бык, бык-луна в Западной Европе, эпоха бронзы:
1- Швейцария;
2- Швеция.

Согласно античной мифологии, собака служила владыке преисподней, а не являлась им.
Но что касается ‘грозных‘ персонажей, таких как змей, бык, лев, волк, медведь, но мифы не дают возможности их разделить, соотнести их с разными божествами, ибо существа постоянно отождествляются, свойства одного переносятся на образ другого.
В числе памятников древнеиндийской цивилизации изображения сцены убиения священного быка посредством копья.
Но домашних животных, в том числе быков, умерщвляют не копьем, а ножом.
Несомненно, это изображения являются иллюстрацией мифа, причем следует учесть, что копье в данном случае нужно рассматривать не просто как орудие, а как атрибут богатства.
Сказания древних повествуют о том, что боги враждовали между собой, вступали в смертельные схватки, причем этому не мешали их родственные отношения: так, Кронос пожирал своих детей, Зевс убил своего отца, Осириса погубил его брат Сет.
Из всего этого можно сделать вывод, что хотя священный бык почитался в качестве божественного олицетворения земли, он мог быть убит другим.
У древних народов Средиземноморья, а в Испании, особенно у басков, известны игры с быком, по происхождению своему имевшие ритуальный характер.
Бой быков практиковался и в Древнем Египте, в старину состязания между быками, а также между человеком и быком, происходили в Грузии, бой быков был известен и в Дагестане. У басков и грузин сохранился в виде пережитка обычай участия священного быка в религиозных празднествах. При которых быка поят вином, что соответствует представлениям о связи образа бога земли с потреблением хмельных напитков, зафиксированным в языческих культовых обрядах разных народов.
У древних греков сохранились, хотя и в измененном виде, образы божеств прежнего населения страны. Таким был, Дионис, а у римлян Бахус.
Минотавр оказался живучим: Ариадна, покинутая Тезеем, стала женой Диониса, но Дионис это тот же Минотавр. Дионис назывался быком и изображался с бычьей головой.
Представлявший его актер надевал шкуру и рога, а на празднествах, посвященных этому богу, и ревели по-бычьи.
Поскольку священный бык олицетворял землю, в Древней Греции украшали черепа быков цветами.
На празднестве Диониса мужчины и мальчик, пили вино, кровь бога земли, чтобы приобщиться к божеству.
Согласно греческим мифам, в которых запечатлелись отзвуки более древних верований, Дионис или Вакх умирал на зиму и воскресал весной. В этих мифах выражено представление о замирании и оживании земли.
Бог земли считался патроном не только плодородия земли, но и мужской плодовитости, поэтому на празднествах Диониса носили в процессии изображение фалла.
Гераклит пишет, что ‘Гадес и Дионис это одно и то же‘. Но Гадес это бог преисподней.
Следовательно, божественный бык это одна из ипостась бога земли и преисподней.
Индоевропейцы присвоили атрибуты божества земли, почитавшегося у покоренных ими раннее земледельческих племен, своим небесным богам, но в некоторых случаях Минотавр сохранился в своем существе.
В старинной русской рукописи упоминается некий Тур-сатана.
Чешский Белее, представлявшийся в образе человеко-быка.
Древнегреческим Па представлялся в виде человеко-козла.
Примечательно также сходство алтаря в виде рогов быка и амулета в виде полумесяца.
Шишечки на концах рог были декоративными, надевавшихся на концы рогов, этими роговидными выступами увенчивали алтари, стали украшать и постройки.