Известны неолитические изображения каменного топора, а также мужской фигуры с топором в руке. В Скандинавии при раскопках неолитического поселения было обнаружено святилище со следами ритуальных кострищ.
В полу этого святилища был зарыт каменный топор, уложенный острием кверху. На одном менгире в Испании изображены пять змей, раскопки обнаружили у подножия этого менгира пять каменных топоров, уложенных острием кверху.
ТопорДо сих пор в Европе существует поверье, что каменный топор в доме предохраняет от удара молнии. Бог – громовик с каменным топором в руках фигурирует даже в мифологии Вьетнама. У майя бог дождя и молнии носил имя Чак, что значит ‘топор‘.
В эпоху бронзы каменный топор, имевший вид скорее молота, чем топора, превратился в настоящий топор, с лезвием. Поэтому металлический топор связывался с представлений о Черном боге. В одной чеченской легенде рассказывается о мифическом «царе зверей» с огромным топором, литовцы до 19 века клали в могилу топор.
По-видимому, слово это существовало задолго до того, как люди стали изготовлять металлические предметы, находимые в земле металлические образования, как и камни, соотносились с богом земли.
В России считали, что молния не зажигает кузницы, ведь кузница, обитель молота и огня.
Близка и дорога Черному богу, зачем же он будет ее рушить. В мифах божественный кузнец выступает также как строитель, музыкант, лекарь и чародей.
Кузнецов уважали, побаивались и в то же время испытывали к ним отрицательные чувства, считая их колдунами. Все это не потому, что они обладают полезным мастерством, а потому, что Черный бог считался кузнецом.
В сказках черт выступает в качестве кузнеца.
Древний семитский бог грозы Адад считался кузнецом и изображался с молотом в руке. У хеттов бог-кузнец Хасамиль обитал в подземном мире, так же как Гефест у греков и Вулкан у римлян.
У абхазов в канун Нового года, к новолунию, шли на моление в кузню. Этот обряд назывался словом, которое означает «свиное моление«.
На языке бамбара (Африка) слово, означающее ‘кузница‘, служит для обозначения мифического яйца, из которого возникла Вселенная.
Владыка подземного мира стал считаться кузнецом потому, что он, как и кузнецы, владел молотом, металлом и огнем.
ТопорОгонь мог соотноситься с Черным богом по двум причинам: люди видели огонь, извергаемый из недр земли, и огонь, зажигаемый молнией.
Вулканы приписывались действию владыки подземного царства. Это видно не только из того, что древнеримский бог по имени Вулкан имеет черты Черного бога.
По греческому поверье о том, что земля сотрясается и из нее извергается пламя, когда змей Тифон переворачивается с боку на бок в своей пещере.
Женские статуэтки, клали в огонь, желая этим актом, символизирующим сочетание богини неба и бога преисподней, обеспечить урожай.
Огонь, как уже говорилось, во многих ритуалах и мифах предстает символом не солнца, а Черного бога. Ведический Агни, олицетворявший огонь, не относится к солнечным божествам, фигурирующим в той же Ригведе. Он считался отцом рода человеческого, покровителем брака, владыкой обрядов, подателем дождя и, между прочим, обитающим в воде. Кроме того, Агни-хранитель, знает все пути, мудр и всеведущий, дает богатство, поощряет певцов. К нему прилагался эпитет «свирепый змей«. С ним связано число 3: у него три головы, три языка, он родился в трех местах и проживает три жизни. Такие атрибуты Агни, как камень, земля, ночь, болезнь, лягушка, характеризуют его определенным образом, В тексте Ригведы к молнии относятся слова «Агни, сын вод«.
Как и ведический Агни, греческий Аполлон обнаруживает черты Черного бога, имея огненную природу, он стал считаться олицетворением солнца уже на сравнительно позднем этапе древнегреческой культуры.