В трехэлементной композиции могут быть заменены символическими знаками боковые фигуры. Например, на древнем орнаменте с территории Армении изображены две свастики (мужские знаки) и между ними женщина (о том, что это женщина свидетельствует треугольник у ног фигуры).
На этрусском бронзовом шлеме изображена эта же эмблема, но здесь ее боковыми элементами являются розетки (в данном случае, символы солнца – мужские знаки), средняя фигура представляет женщину (две точки по ее сторонам,  обычный способ изображения женских грудей).
Схематические женские изображения
Схематические женские изображения:
1-3- древняя эпоха;
4,5- 19 век;
6,7- лепные узоры на фасадах жилых домов, 20 век;
8,9- знаки на резных камнях, 17-19 век.

Здесь верхняя часть фигуры переходит в изображение как бы бровей, а розетки имеют вид глаз под ними. Видимо, такая трактовка этой композиции была вызвана ассоциациями с ликом божества, встречающимся также на древней керамике.
Изображение головы барана на древних изделиях
Изображение головы барана на древних изделиях:
1- Северная Осетия, конец 2 тыс. до х. э.;
2- Скандинавия, эпоха бронзы.

Символическими знаками могут быть представлены все три элемента священной триады.
На мусульманской намогильной стеле 19 веке из Дагестана видим эту языческую эмблему: по сторонам три лучевые знаки солнца, посередине растение, символизирующее богиню, и, кроме того, знак луны, тоже один из символов в после неолитическое время, а сверху крест, символ солнца.
Каменная капитель средневекового христианского храма из Армении, на которой изображена эта же языческая эмблема: посередине женский символ – растение, трансформированное в соответствии с христианской символикой в крест, а по обе стороны него, мужские символы, солнечные розетки. Триада, в которой боковыми элементами является знак солнца в виде круга с крестом, а средним — знак растения, обычный символ богини.
Последние два рисунка поясняют происхождение ‘Ж’-образной фигуры, которая служит средним элементом в триаде времен Киевской Руси.
Триада с растительным символом и розетками
Триада с растительным символом и розетками:
1- Армения, 7 век;
2,3- Дагестан, 19 век;
4- Древний Крит;
5- Киевская Русь, 12 век;
6- Чечня.

Более ясную трактовку этого варианта триады находим на Крите. Здесь средний знак, в отличие от более поздних образцов, изображен несимметричным: символом богини служит в данном случае не просто макет растения, а «древо жизни«, верхние отростки схематически изображают его крону, нижние, корни.
Триада с растительным символом и полурозетками
Триада с растительным символом и полурозетками:
1- Дагестан, резной камень;
2- Древняя Армения.

Та же эмблема представлена в другом виде, где символами солнца служат полудиски. Такой вариант священной триады изображен на древней керамике из Армении, что означает этот непонятный рисунок, и никогда не догадаться, если не сравнивать его с другими изображениями.
На камне изображены те же символы в ее лаконичной форме: посередине женский ромб мать-земля, по бокам него, мужские, солнечные диск.
Священную триаду этого вида встречаем в Древни Грузии, в средневековой Руси.
Триада в виде сочетания дисков и ромба
Триада в виде сочетания дисков и ромба:
1- резной камень в стене постройки;
2- Россия, 10 век;
3- Грузия. 1-2 век;
4- Сибирь, 1 тыс. до х. э.;
5- узор на киргизском ковре;
6- Армения. 13 век;
7- эмблема на груди половецких статуй.

Кочевники, в период 5-12 вв. вышедшие из глубин Центральной Азии и занявшие Евразийскую степь, которая до этого была местом расселения восточной ветви индоевропейских племен, восприняли некоторые культовые символы прежних насельников этой территории, хотя и не понимали их смысла. Эмблему в виде ромба и двух дисков нашивали на свою одежду половцы, судя по тому, что она изображена на половецких статуях. Сходная эмблема фигурирует также на средневековых туркменских надгробиях. В орнаментике киргизских ковров 19 в. имеется мотив чередования ромбов и дисков, как на средневековом славянском ожерелье.
И теперь еще в Дагестане можно видеть на женщинах старинный головной убор, у которого посередине помещен квадрат из цветной или расшитой ткани, а по сторонам — два диска в виде чеканных из серебра розеток.
Головной убор с двумя розетками по сторонам носили женщины еще две тысячи лет тому назад в Западной Европе.
Женский головной убор с височными дисками
Женский головной убор с височными дисками:
1- Дагестан, середина 20 века;
2- Испания, 3 век до х. э.

В этом случае две розетки (без среднего элемента между ними) могли представлять собой просто двоичный символ богини.
Поскольку одним из женских символов служил треугольник, есть варианты священной триады, где он является средним элементом. В дагестанском традиционном зодчестве часто встречается украшение подбалок в виде вырезанных на них круглых и треугольных выступов.
Этот же мотив был известен в Грузии, Осетии, России.
Триада, состоящая из двух дисков и треугольника между ними, служила эмблемой богини у кельтов.
Два диска в качестве боковых элементов триады появились не в эпоху бронзы, а раньше. Композиция из двух колец и уголка (шеврона) между ними встречается на керамике кавказского энеолита.
Шеврон – символ Великой богини, и расположение его в качестве среднего элемента триады закономерно, диски, кольца в энеолите, как и в неолите, тоже служили ее символами. Их расположение в качестве фланкирующих элементов триады можно представить себе как аллегорическое обозначение Близнецов, являвшихся детьми богини. Мы видим ее символ на фигурах близнецов, на фигурах животных, представленных в качестве боковых элементов триады, следовательно, тоже близнецов, детей богини.
Очевидно, символ богини мог обозначать Близнецов так же, как и фигуры птиц (хотя Близнецы не считались птицами, птицей представлялась их мать).
Триада в виде сочетания дисков и треугольников
Триада в виде сочетания дисков и треугольников:
1- Дагестан;
2- Грузия;
3- Карелия;
4- Северная Осетия;
5- Россия.

Если боковыми элементами триады являются спирали, не представляется возможным судить об их первоначальном значении: спираль могла произойти от ком-центрических окружностей на графической основе, могла и обозначать змею, поскольку змей был отцом Близнецов. Триады со спиралями в качестве фланкирующих элементов встречаются довольно часто. В этом случае, как и в предыдущем, средним элементом тоже может служить треугольник или шеврон.
Триада в виде двух спиралей и треугольника
Триада в виде двух спиралей и треугольника:
1,2- финикийские капители в Испании и Палестине;
3- деревянная капитель в народном зодчестве Осетии;
4- сосуд 2 тыс. до х. э., Украина.

Данная эмблема распространилась из Ближнего Востока в Западную Европу и в Среднюю Азию.
Если же со спиралями комбинировалось схематическое начертание растения, священная триада состояла из двух симметрично расположенных спиралей и растительного знака.
Такая композиция была похожа на неолитический двух спиральный символ, в котором вследствие контаминации с трехчастной эмблемой появился центральный элемент.
Взаимное влияние этих двух сходных эмблем происходило и в обратном направлении: вследствие того, что две спирали священной триады напоминали неолитический двух спиральный символ (знак барана), последний совместился с трехэлементной композицией, образовав еще одну серию ее вариантов.
Триада в виде двух соединенных спиралей и символа богини
Триада в виде двух соединенных спиралей и символа богини:
1- Северная Африка, римское время;
2,3- Венгрия, римское время;
4- Дагестан, рисунок на стенах построек, 15 век;
5- Иран, 7 век до х. э.;
6- Северная Африка, римское время.

Отсюда произошла форма ионической капители.
Один из вариантов композиции, состоящей из двух спиралей и растительного символа, так называемая эолийская капитель.
Триада в виде двух спиралей и растительного символа
Триада в виде двух спиралей и растительного символа:
1- Крит, середина 2 тыс. до х. э.;
2- остров Делос, 6 век до х. э.;
3- Афины, 6 век до х. э.;
4- Абхазия;
5- селение Маза, Дагестан.

В литературе по истории архитектуры, начиная с 19 века и до сего времени, повторяется суждение, что такая капитель послужила прообразом ионической. Но и эолийская, и ионическая капители стоят в ряду вариантов священной триады. Выше уже говорилось об ошибочности мнения, по которому ионическая капитель произошла якобы от подбалки с «декоративным мотивом» двух волют, и отмечалось, что двухволютный символ мог помещаться на столбе, не имеющем подбалки, или даже на отдельно стоящем столбе, не служащем опорой.
Двухволютный символ
Двухволютный символ:
1- знаки на стенах башен в Ингушетии;
2- катакомбная культура, Украина и Южная Россия, 2 тыс. до х. э.;
3- иероглиф неба у хеттов;
4,5- хеттские рельефы, 2 тыс. до х. э.;
6- Древний Хорезм, 3 век.

К этому можно добавить другой пример, когда подобная эмблема (в данном случае трехэлементная) изображалась наверху столба, не имея конструктивного значения,— а именно, поперек балки.
Эолийская капитель тоже устанавливалась поперек балки.
Сочетание эмблемы богини и символа бараньих рогов
Сочетание эмблемы богини и символа бараньих рогов:
1- деревянная капитель в жилом доме;
2- каменная капитель, Южная Грузия, 8 век.

Примеры совмещения священной триады, эмблемы Великой богини, две розетки и растительный знак между ними и символического знака барана, лирообразная линия.
 Розетка, сочетание пары завитков и диска
Сочетание пары завитков и диска:
1- рисунок на резном камне кладки башни 18 век;
2- рисунок на резном деревянном коробе, 19 век;
3- сарматы, 3 век;
4- Ливия, 19 век;
5- Древняя Мексика;
6- Сицилия, начало 3 тыс. до х. э.

Коль скоро знак барана символизировал земную растительность, его сочетали с эмблемой богини неба.