Кто она, Великая матерь, родительница неких двух детей, близнецов?
В неолитическом поселении Чатал-Гуюк (Малая Азия, 7 тыс. до х. э.) были найдены статуэтки богини с двумя животными. Одна скульптура изображает беременную женщину с двумя барсами, на головы которых она покровительственно возложила руки, другая была с двумя детенышами барсов. В данном случае барс не может рассматриваться как олицетворение супруга богини: ведь животных здесь двое, причем они иногда детеныши. Было высказано мнение о том, что на этих статуэтках представлена ‘хозяйка зверей’.
Но, судя по другим вариантам трехфигурной композиции, это Великая богиня, богиня неба, она же Великая матерь, родительница всего сущего. Детеныши барсов на руках богини это, надо полагать, дети ее и барса, в которого мог воплощаться бог земли. В одном из святилищ Чатал-Гуюка оказалось изображение двух барсов, у которых пятна на шкуре трактованы как цветы, символ плодов связи богини неба и бога земли.
В мифах Месоамерики верховная богиня, мать близнецов-ягуаров. Великая богиня действительно мыслилась матерью неких близнецов.
Мифические существа с оленьими рогами
Мифические существа с оленьими рогами:
1- Франция, палеолит;
2- архаическая Греция;
3- кельты, 1 век до х. э.;
4- Дания, около 100 года до х. э.;
5- Северная Италия, 2 тыс. до х. э.

На женских стелах 3 тыс. до х. э., распространенных от Франции до Украины, бывают изображены близнецы, в своем первоисточнике, это сыновья богини неба, олицетворявший птицей, и бога земли, обычным олицетворением которого служил змей, в связи, с чем изображение пары птиц или пары змей представляет этих близнецов.
В Индии две змеи, сопровождающие символ Великой богини, носят мужские имена Нанда и Упананда; их другие имена связаны со словом, означающим ‘бык‘, а бык олицетворял бога земли. С богом земли связывалась также лошадь, следствием чего было то, что Близнецы индийской и греческой мифологии представлялись всадниками, а на многих вариантах священной триады фигуру богини фланкируют всадники или кони.
Отцом божественных близнецов считался волк или бог-громовик, а оба эти образа представляют неолитического бога земли. Два волка (или две собаки), связываемые в мифах с образом мирового дерева, интерпретируются как близнецы.
На одном из до арийских изображений представлена птица, фланкированная двумя змеями. Эта композиция понятна, если считать птицу образом богини неба а двух змей, детьми ее и бога, олицетворявший змеем. В Индии есть миф о двух змеях, отцом которых был бог Полярной звезды, а Полярная звезда связывается с богом преисподней. На одной из рассматривавшихся критских триад.
Богиню фланкируют крылатые птицеголовые собаки; этих «прибогов» можно считать детьми богини неба (олицетворявший птицей) и бога земли (одним из представителей которого была собака).
Почему же детенышей у богини двое? У разных народов зафиксировано представление о том, что матери близнецов обладают повышенной плодовитостью не только в качестве возможностей деторождения, но способствующими плодородию в широком смысле: например, их приглашали пройти по полю перед посевом или первыми начать посев, чтобы обеспечить хороший урожай. В свете этого образ богини с близнецами мог выражать идею плодородия.
Некоторые данные свидетельствуют о том, что и в после неолитические времена две фигуры по сторонам богини считались близнецами. В Древней Греции двое мужчин и женщина между ними представляли Диоскуров и их сестру. Иногда из двух всадников, фланкировавших фигуру богини, один сидел на темном коне, другой на светлом, а это можно сопоставить с легендами о том, что один из Близнецов считался смертным, другой, бессмертным. В Ведах есть такие слова, обращенные к Ашвинам: ‘Своей таинственной силой вы двигаете дерево в две противоположные стороны‘, в которой две фигуры по сторонам символа ‘древа жизни’ мыслятся близнецами?
Некоторые исследователи считают, что на трехфигурных композициях пара зверей представляет собой два разнополых существа, символизирующих размножение живого, воспроизведение жизни. Возможно, в этом есть доля истины, хотя оба животных, фланкирующих богиню, либо не имеют признаков пола, либо показаны с признаком мужского пола.
На одном древнем рисунке из Месопотамии показаны мужчина и женщина по сторонам ‘древа жизни’; здесь же присутствует змей, вероятно, стимулирующий совокупление.
В России две птицы священной триады иногда считались символом брачной пары. Такие варианты или трактовки, однако, редки и при этом относятся к поздним эпохам.
Тот или иной смысл триады, который она имела в эпохи неолита или бронзы, со временем забывался, и она связывалась с иными представлениями. У римлян изображение женщины между двумя лошадьми стало образом богини Эпоны, покровительствующей лошадям и всадникам. В русской этнографии двое животных по сторонам растения интерпретируются как охранители ‘древа жизни’.
Статуэтки эпохи неолита
Статуэтки эпохи неолита:
1-4- Южная Туркмения;
5,6- Иран;
7,8- Балканы.

Представляется, что на формирование канонической священной триады, состоящей из фигур богини и двух ‘прибогов’, повлияли разного рода рисунки симметричного построения, но с другим сюжетом. Так, в Читал-Гуюке есть картины, на которых изображены птицы, нападающие на человека или обезглавившие его, при этом, если птиц две, то картина образует симметричную композицию, подобную последующим триадам.
Характерная трехчленная орнаментация неолитических женских статуэток указывает на один из возможных, истоков формирования канонической священной триады. Иногда два знака богини проставлялись на плечах.
Трех фигурные композиции в Дагестане
Трех фигурные композиции в Дагестане

Наконец, на статуэтках бывают проставлены три знака, образующие симметричную триаду в том или ином варианте. Не всегда эти знаки идентифицируются определенно. Но применительно к символике неолита, средний знак представляется женским (растение, трезубец), а боковые — мужскими (крест, змея, холм с растительностью).
Триада, эмблема Великой богини
Триада, эмблема Великой богини:
1- Армения, 7-6 век до х. э.;
2- этруски.

Эта деталь свидетельствует о том, что данная эмблема попала в Дагестан не ранее первой половины 1 тыс. до х. э., когда в странах Ближнего Востока получил распространение такой ее вариант.