В этнографических и старинных письменных источниках имеются неясные сведения о божестве Усень или Овсень, которое на Руси наряду с Колядой вспоминали в период рождественских праздников.
Овсень осеннее время годаУсень – это собственное имя, о чем свидетельствуют такие слова колядок: ‘Ой, Овсень, ой, Овсень! Походи, погуляй по святым вечерам, по веселым теремам‘, ‘Мы рады Овсеню, гостю долгожданному‘, ‘Кому же, кому ехать по тому мосточку? Ехать там Овсеню да Новому году‘, не представлял ли Овсень осеннее время года?
Христиане начали праздновать Рождество Христово в 4 веке, дата была приурочена к празднованию нового солнца.
В России и в Западной Европе сжигали на Рождество куклу, при этом пелась песня про ‘больную‘ богиню.
Обряд означал, что символ осени и зимы, находящейся под покровительством женского мифического существа.
В сентябре, согласно христианству, родилась Богородица, сентябрь называется ‘бабьим летом‘.
Празднество летнего солнцестояния было посвящено богу преисподней и богини неба и празднества посвященные женским святым: 11 сентября день Феры, а 1 октября Покров Богородицы.
Осенью богиня вступала в период своего личного господства, в частности, сосредоточение в это время года христианских
В славянском фольклоре Коляду представляли женские божества зимы и осени, а имя Усень (или Овсень) сопоставляется с именами ведической богини восходящего солнца Ушас.