Попытаюсь раскрыть глубокий, на мой взгляд, смысл того, что выражают узоры на ткани, чтобы не дать исчезнуть традициям которые дошли до наших дней в виде ярмарочном – праздничных вышиванок, а орнамент которых самобытные мастера-создатели копируют, не подозревая, какую информацию он несет для рода самого мастера.
В душе каждого, кто чтит своих предков и сохранил вопреки всем перипетиям истории эти уникальные материальные артефакты.

У некоторых семей отдалённых деревень России, преимущественно таёжной части за рекою Вяткой и далее к Уральской гряде, в обиходе рубашки, платья и другие предметы из холста, на которых выделяются узоры… Каждый узор и его элемент несут смысл. А заключается он в том, что по каждому знаку такой росписи следует читать родовой знак семьи…

Который следует рассматривать как родовой знак, в смысловом восприятии такой символ нёс идентификацию рода, может быть приравнен гербу европейской знати.
Потому что смысл и родового знака, и рыцарского герба заключается, в первую очередь, в идентификации его владельца.
символ нёс идентификацию родаРодовой знак, призванный визуально идентифицировать его носителей и территорию их местообитания, возник в глубокой древности, а на территории нынешний Европы (до Уральских гор) наиболее культовыми носителями таких семейно-родовых знаков, несомненно, были скифы и вышедшие от них народы.
Любой ритуал обязательно совершался в присутствии символа рода, власти, божества и в качестве одного из главенствующих символов обязательно присутствовал родовой знак.
Мужчина или женщина без родового знака считались незваными чужеземцами, могли быть убиты в любую минуту или обращены в рабов.
Родовые знаки имели дифференциацию, соответствующую иерархическому положению семьи или рода в обществе того времени.
Более мощные роды, возникшие от наиболее многочисленных и сильных семей, имели более крупные знаки (среди других изображенных на чем-либо) и повсеместно территория обитания была окаймлена родовыми знаками. Ставились эти знаки на возвышенностях естественного и искусственного происхождения, а также на деревянных столбах, каменных глыбах.
Но, поскольку происходили браки, то естественным образом образовывалось «переплетение» родовых знаков. Это было чрезвычайно важно с точки зрения почитания своей семьи и рода – чтобы на своем внешнем виде, отразить наибольшее количество родовых знаков.
Естественно, что тамга главного рода, с которым носитель был связан кровными узами, располагалась на центральных местах в указанных выше частях одежды. Там, где полагалось нанесение родовых знаков.

Из всего сказанного, надеюсь, стал более понятен смысл узоров рубахи-вышиванки: каждый оригинальный орнамент являлся гербом семьи или рода, с которым её владелец был связан кровными узами.
Чтобы наши дети, внуки и их потомки при становлении перед выбором какой обычай принимать – среди ежегодно появляющихся новомодных у молодежи чуждых и вредных культов, все же знали, какие традиции для них являются родными. Может быть, в этом случае подавляющее большинство юношей и девушек многих народов и наций сумеет сделать правильный выбор.
Почему не сохранилась эта традиция, и причин этому достаточное количество:

  • естественная борьба за власть сильных родов и возглавляемых их князей приводила к
    братоубийственной войне и уничтожению символов противника. В результате многообразие родовых знаков, имевшее период «расцвета» до 8-9 веков, постепенно сменялось символами доминирующих и сильных родов.
  • факт многочисленных набегов врагов-иноверцев также внес свою лепту в принижение роли родовых знаков «периферийных» родов и принятие тамги вождя в качестве принадлежности к «клану» более сильного предводителя, территориально располагавшегося вдали от «зоны конфликта» с врагами.
  • позднее, в связи со становлением государственности и усилением власти более сильных князей, сами лидеры заставляли всех сородичей и примкнувших к ним лидеров других нижележащих по иерархическому статусу родов упразднять многообразие родовых знаков, оставляя всем соподчиненным воинам право носить исключительно свой, главный, знак.
    А поскольку военные конфликты в виде междоусобиц были обыденным явлением на территории практически всей Европы в Средние века (6-12 веках), то главным носителем, идентифицирующем воина, был его щит.
    И отражать он мог исключительно родовой знак, позднее названный гербом, только предводителя – князя. Этому способствовало развитие на территории Европы с 10 века металлургии: если в раннее Средневековье типичной одеждой воина были кожаные одежды, то в позднее время появилась кольчуга и металлические защитные щитки. Не говоря уже о том, что с 12 века началась «тотальная металлизация», отметим, не только воинов, но и лошадей, ориентированная на внешний вид богатого рыцаря.
  • в связи с тем, что в Средние века начало свою миссию христианство, которое, как известно, «огнём и мечом» искореняло языческие и другие народные обычаи, обряды и традиции.
    А в связи с тем, что священные родовые знаки у всех без исключения народов Европы очень тесно переплетались с обычаями и верованиями, не входящими в планы церкви по сохранению их в народе, то по этой причине миссионеры христианства и служители приходов делали всё для физического уничтожения из быта любых материальных объектов.
    Именно на основе вышеназванных причин сохранились вышиванки и другие предметы древности (на которых изображены родовые знаки) преимущественно в семьях отдаленных хуторов, поселений и деревень.
    При этом важно отметить, что несмотря на вероятность быть обвиненными церковью в отступничестве, такие семьи, не особо афишируя, сохранили некоторые древние языческие обряды и народные традиции.

Не случайно наибольшим количеством вышиванок и других предметов самобытности обладают такие страны и регионы, как Литва, Скандинавия, Венгрия, Польша, север России, Белоруссия, Украина и др., в которых хранителями этих уникальнейших артефактов явились в основном крестьянские семьи, на отдаленных хуторах, в труднодоступных горных местах и лесистой или заболоченной местности.
символ нёс идентификацию родаЕстественным продолжением являются рушники (полотенца) и скатерти.
Глубокий смысл нанесения родовых знаков на такие предметы также понятен: любой гость, будь он «своим» или чужеземцем, принимался в доме.
Важным ритуалом была трапеза, перед которой обязательно уважаемому гостю предлагалось вымыть руки –
при их вытирании он естественным образом обращал внимание на орнамент.
Не менее важным было само застолье, где скатерть с вытканными родовыми знаками хозяина, несомненно, несла серьезную информацию для всех сидящих за столом.