Восход, жизнь всему, но будет Закат, в истоках смыслового значения этих графем лежал не только миф о происхождении мира от разделившегося яйца.
На керамике эпохи неолита встречается орнамент в виде рядов парных треугольников, который представляет собой упрощенное воспроизведение рядов парных полуовалов. Символизируя не только разделенное космическое яйцо, но и понятие о двоичности богини.

Та и другая семантика этих символов смыкаются и даже в некоторой мере совмещаются, двойственность Великой богини могла означать, что, будучи богиней, не только неба, но и всей природы, она находилась и в небе ( Восход) и на земле (Закат).
Помимо рисунка парных полуовалов, полукружий, треугольников, прямоугольных скоб, направленных выпуклостями в разные стороны, бытовала композиция в виде пары таких же элементов, направленных выпуклостями друг к другу.
Мотив встречных полуовалов
Мотив встречных полуовалов (Восход и Закат):
3-4- Микены, 2 тыс. до х. э.;
5- Украина, 2 тыс. до х. э.;
6- Северная Осетия, 2 тыс. до х. э.;
7- Румыния, 4 тыс. по х. э.;
8- Украина, 2 тыс до х. э.;
9- Малая Азия, 2 тыс. до х. э.;
10- Россия, средние века;
11- Чечня, 17-18 век.

Такой мотив противолежащих полуовалов мы встречаем его со времени неолита в Передней Азии и Восточной Европе, и на Кавказе, а противолежащие полуовалы, направленные выпуклостями друг к другу, бывают, как и направленные выпуклостями в противоположные стороны, скомпонованы рядами или парами.
Довольно часто они вписаны в прямоугольник или круг (или трансформированы в скобы).

Вариант дуг с шишечками на концах, является смешения разных по смыслу знаков, рогов быка и противолежащих полуовалов, что пара разнонаправленных дуг могла представлять собой обозначение двух фаз луны, начальной и конечной, луна представлялась рогами божественного быка, отсюда и шишечки на концах лунного серпа.
Мотив противолежащих дуг, направленных выпуклостями друг к другу, вряд ли представлял миф о разделившемся яйце, на некоторых трипольских рисунках внутри Ф-образного знака проставлены встречные дуги.
В то же время рисунок пары полуовалов, направленных выпуклостями друг к другу, проявляет смысловое содержание, выражает понятие, связанное с мифом о происхождении мира из разделившегося космического яйца, то первый представляется двойным знаком облака, удвоенной эмблемой богини неба, не исключено, однако, что это два полумесяца, нарождающийся (Восход) и убывающий (Закат).
Условное обозначение прорастающего семени
Условное обозначение прорастающего семени:
1,2- культура Триполье-Кукутень, 4-3 тыс. до х. э.;
3- Иран, 4-3 тыс. до х. э.

Решетка, представляла собой символ земли, условно изображая землю, разделенную на участки, сходная с решеткой сетка служила символом, относящимся к богине неба, и поэтому два засеченных полуовала могли представлять собой также удвоенный знак богини (Восход и Закат).
Семантика этого двойного символа земли в виде половины солнца сходна с семантикой двойного символа неба в виде встречных дуг.
Диск с ломаными или заспираленными лучами
Диск с  лучами:
1- Северная Осетия, конец 2 тыс до х. э.;
2- Троя;
3- Алтай, 19 век;
4- Армения, эпоха бронзы;
5- Троя;
6- Палестина, 1 век;
7- Древнее Перу.

На двух неолитических сосудах: одном малоазийском, другом трипольском, изображены однотипные картины:

  • дождь в виде пучка вертикальных зигзагов, в виде дуг, являющихся редукцией знака дождевого облака;
  • небо вверху и земля внизу.

Итак, в эпоху неолита существовали символы в виде двух противолежащих полуовалов, направленных выпуклостями друг к другу или в противоположные стороны, а если фигуры в форме круга стали считаться символами солнца, то знаки полукружий или полудисков логично было считать изображениями Заката солнца, что в ряде случаев такие рисунки действительно похожи на Восход солнца.
Изображение восходящего солнца, если в эпоху бронзы изображали радиально расходящиеся лучи, то этот рисунок вряд ли мог означать что-либо другое, кроме как знак восходящего солнца.
Момент восхода солнца играл важную роль в культурных представлениях древности (Святилище Стоунхейдж в Англии, сооруженное в 18-17 веке до х. э., ориентировано на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния), а у многих народов в старину существовал обряд встречи восходящего солнца (символ Восход и Закат).
В одном из грузинских магических текстов говорится:

‘Когда солнце появляется из-за восточной горы и все боги собираются перед богом солнца, тогда лучи солнца разгоняют злых духов колдовства‘.

В древности греки, египтяне, евреи, жители Кавказа располагали храм дверями на восток, чтобы восходящее солнце озаряло помещение через открытую дверь.
У сибирских и дальневосточных народов, поклонявшихся солнцу, священной стороной горизонта считалась восточная.
В соответствии со старым языческим обычаем, на Руси ‘молитвы и заклятия народ произносит, обращаясь на восток‘.
Аналогичным образом ингуши при произнесении культовых возгласов, ‘заклятий’, обращались к востоку.
В христианском псалме говорится:

‘Воздавай хвалу Господу, восходящему над небом на востоке. По установлению ранних христиан, крест располагался с восточной стороны купели‘.

Парные псевдосолнца
Парные псевдосолнца:
1- Малая Азия, 6-5 тыс. до х. э.;
2- Триполье-Кукутень;
3- Сицилия, 3 тыс. до х. э.;
4- Триполье-Кукутень;
5- Северная Месопотамия, 5 тыс. до х. э.

Когда закат, солнце уходит в обитель мертвых, в язычестве священным считался запад.

Еще в эпоху бронзы одни племена хоронили умерших лицом на запад, другие, лицом на восток.
Следовало бы разобраться, с какими видами языческих верований связаны эти представления.

Во времена возникновения христианства оба они существовали в регионе, охватывающем Европу, Кавказ и Переднюю Азию. При этом в большинстве случаев сакральное значение придавалось все же западной стороне.

У древних евреев священным считалось направление на запад.

В христианских храмах алтарную часть располагали в восточной стороне зала, и поэтому когда, при христианизации, языческий храм переоборудовали под церковь, алтарь переносили с западной части помещения в восточную, а дверь с восточной стороны в западную.

Однако в некоторых христианских храмах (базилика св. Петра в Риме), сохранился обычай ориентации алтарной части здания на запад, в этом случае священник молился, стоя спиной к апсиде.
В древнеиндийских текстах заходящее солнце называется ‘умирающим‘.

Закат солнца в верованиях древности воспринимался как его уход в обитель мертвых.
Представление о том, что вход в загробный мир находится на западе, существовало и у европейцев, и у древних египтян, и у индейцев Америки.
У разных народов был обычай хоронить умершего к вечеру, считалось что его душа отправляется на тот свет вместе с уходящим солнцем.
В Англии в старину говорили ‘умерший уходит с солнцем‘.
У русских существовало поверье о том, что не следует спать при закате, чтобы солнце не приняло спящего за мертвого и не увело его душу.
Подобным же образом у аборигенов Новой Зеландии существовало поверье о том, что взгляд на заходящее солнце может причинить смерть.
Кеты ставили свои сани передком на восток, а когда человек умирал, его сани поворачивали передком на запад.
В эпоху бронзы умершего клали в могилу на спину, обычно головой на восток, причем нередко в полусидя, лицом на запад, чтобы его душа пошла за солнцем. Такое воззрение весьма древне: покойников укладывали лицом на запад еще во времена мезолита и палеолита.
В древности жертвоприношения умершим делали, обернувший к западу. Древнее поверье о связи запада со смертью отражено в английском выражении ‘уйти на запад‘, которое имеет смысл ‘пропасть, погибнуть‘.
Поскольку заходящее солнце считалось умирающим, то неолитический знак облака в виде ‘висящей‘ полурозетки, должен был восприниматься как обозначение заходящего полусолнца.
Полурозетки как солярный символ
Полурозетки как солярный символ (Восход и Закат):
1- Грузия, 18 век;
2- Южная Осетия, 19 век;
3- Дагестан, керамика, 19 век;
4- Армения, 2 тыс. до х. э.;
5- доколумбова Америка;
6- Древняя Греция;
7- шумерский иероглиф солнца;
8- Египет, 3 тыс. до х. э.;
9- Молдавия, 19 век.

Перевернутый предмет или перевернутое изображение, символизировали в древности кончину, смерть. Действительно, древнеегипетский иероглиф, знак в виде перевернутого сегмента обозначал заход небесного светила.
Выводу о том, что знак в виде ‘висящей‘ полурозетки обозначал заход солнца и умирание, находим несколько неожиданное подтверждение, соответствующий знак изображен на одежде древне мексиканского бога смерти.
В системе религиозных воззрений древних индоевропейцев не было культа мертвых, а наоборот, образ заходящего солнца, которое умирая, завтра воскреснет вновь, олицетворял бессмертие, и такой же смысл, очевидно, имел знак заходящего солнца: после заката светила ожидается его восход на следующий день.
Знак заходящего солнца был идеограммой, выражавшей мысль о том, что хотя солнце заходит ‘умирает‘, оно взойдет ‘воскреснет’, таким образом, представлял идею возрождающейся жизни, воскресения, бессмертия.
В одном армянском эпосе есть слова о том, что герой ‘наделен бессмертием подобно заходящему солнцу‘, таким образом, с эпохи бронзы знак заходящего солнца это символ не смерти, а бессмертия божества.
Если полурозетка в том или другом положении это знак восходящего или заходящего солнца, то пара полурозеток, это символ восход и закат и такая семантика этого символа подтверждается, в частности, тем, что он изображался в композициях аналогично паре солнц.
Символ в виде двух дуг, вписанных в окружность, на одежде бога солнца и он имел солярную семантику.
Помимо графических символов есть и другие свидетельства того, что идея восхода и захода фигурировала в языческих культовых представлениях.
Древние греки приветствовали восходящее солнце (Восход) и прощались с заходившим (Закат).
Ригведа содержит молитвы, с которыми следует обращаться к восходящему и к заходящему солнцу.
Удлиненные погребальные курганы 3 тыс. до х. э. в Англии имеют направление восток-запад, они относятся к неолитической эпохе, следовательно, еще тогда восход и закат были связаны с культовыми представлениями.
При раскопках гробницы одного из императоров Древнего Китая обнаружены скелеты двух людей, принесенных в жертву умершему, один лежал с восточной стороны лицом кверху, другой с западной стороны лицом вниз.
Не является ли известный и в Старом и в Новом Свете символ в виде двух скоб с крестом между ними идеограммой, означающей, утро, день, вечер или Восход и Закат.
Знак креста между двумя скобами
Знак креста между двумя скобами:
1- Дагестан, наличник двери;
2- Чечня, резной камень;
3- элемент орнамента у индейцев Северной Америки.

Крест обозначал полуденное солнце, так что сочетание креста со скобами, обозначающими в данном случае восход и заход солнца.

Этот трехчленный символ соответствует и словесным выражениям мифологических представлений о трех состояниях солнца на протяжении дня.
В русской сказке о Василисе Прекрасной упоминаются три всадника: красный, белый и черный, символизирующие, восходящее, дневное и заходящее светило.
Древнеегипетский бог солнца произносит:

‘Я Хепри утром, я Ра в полдень, я Атум вечером‘, это имена божеств, которые представляют солнце в разных его состояниях.