Выходной день, невмешательство человека в божий мир.
С культом Черного бога и Великой богини связан обычай воздерживаться от работы в дни, посвященные этим божествам. Одним из таких дней была суббота.
Символом субботы в Древней Месопотамии был черный цвет, что свидетельствует об этом дне как о посвященном богу преисподней, божествами которым была посвящена суббота в античное время, являются Сатурн, Кронос.
В Юго-Восточной Азии этот день был посвящен божественному змею Лага.
Чеченцы называли субботу ‘днем волков‘.
У римлян суббота была днем поминок.
В Ирландии почитали за благо умереть в пятницу и быть похороненным в субботу, ведь это означало, что умерший ‘принят‘ богиней неба и богом земли.
В глазах христиан языческое чествование Черного бога в субботу превратилось в сборище нечистой силы, отсюда средневековое представление ‘шабаш ведьм‘.
В Вавилоне шабатту первоначально не было еженедельным: его отмечали в период полнолуния, когда луна ‘в полной силе‘, затем шабатту закрепилось за седьмым днем недели. Этот день считался несчастливым, и верующие всячески старались не прогневить божество. На одной из вавилонских табличек значится: ‘Седьмой день… Дурной день… Не есть мяса… Не сменять одежду… Не всходить на колесницу…‘.
Это явно был день смирения перед злой силой бога. В этот день полагалось отказывать себе не только в удовольствиях, но и в нуждах, полагалось также каяться в содеянных прегрешениях.
В древности существовало представление о том, что всякое действие вообще есть грех. Все что есть, все как есть, от бога, и человеческие действия нарушают порядок, установленный богом. Поэтому если повседневно люди вынуждены что-то делать, чтобы удовлетворить свои нужды, то в день, посвященный божеству, они должны воздерживаться от этого греха и молить бога о прощении за содеянное.
Суббота это по своему происхождению не день отдыха, а день демонстративного невмешательства человека в божий мир.
В иудаизме суббота характеризуется воздержанием от действий, имеющих характер творения, созидания, можно читать, но нельзя писать, можно открыть водопроводный кран, но нельзя включить электроприбор, потому что при этом замыкается электрическая цепь.
Еврейская суббота это день, посвященный общению с Богом. Святость субботы выражается в воздержании не только от работы, но и от деловых разговоров, житейских хлопот, а также пустословия.
О генетических связях еврейской субботы с далеким язычеством свидетельствуют такие атрибуты, как огонь, вино и цветы.
Еврейская суббота имеет элементы, указывающие на связь ритуалов этого дня не только с неолитическим Великим богом, но и с Великой богиней, нельзя каким-либо образом пользоваться деревом, трясти его, влезать на него, привязывать к нему скот, нельзя пользоваться веником, нельзя выжимать мокрые волосы.
Понятие о том, что бездеятельность, невмешательство в принадлежащий богу мир угодны божеству, приобрело гипертрофированное значение в буддизме, особенно в его разновидности, называемой дзэн.
Последователи этого религиозно-философского учения ничего не совершают все семь дней в неделю, они могут себе это позволить, потому что на них, ‘святых людей‘, работают другие.
В другой разновидности буддизма, ламаизме, каждая семья должна отдать в монастырь одного из сыновей, чтобы тот, не работая, искупал этим грех своих родных.
В Китае даосизм также считал бездеятельность праведной.
Из двух главных божеств неолитической эпохи у западных семитов больше почитался Черный бог, священным днем которого считалась суббота, а у восточных и особенно южных больше почиталась Великая богиня, которой принадлежала пятница. Отсюда, от древних обычаев южных семитов, арабов и воспринятый мусульманством запрет работать в пятницу.
Почитатели солнца посвящали молитвам день солнечного бога, воскресенье, этот обычай был воспринят христианством.
В Скандинавии особо почитаемым божеством был бог грозы Тор, ему был посвящен четверг, и люди воздерживались от работы в этот день.
А в Осетии, чтобы не прогневить могущественных богов, не работали все четыре означенных дня недели.