В Древнем Китае четырехугольник и круг символизировали соответственно землю и небо.
До сих пор в бытовой орнаменте Восточной Азии (Китай, Монголия) ромб считается мужским знаком, круг – женским.
У древних греков и римлян возжигание двух священных очагов – квадратной и круглой формы, символизировавших земной и небесный огонь.
Абхазы выпекали ритуальный хлеб (дар земли) квадратной формы.

Северные лабиринты:
1- лабиринт Соловецкого острова, зеркальный ему имеется в
Финляндии;
2- каменная выкладка на Соловецком острове;
3- дерновая выкладка в Германии;
4- изображение из Архангельской области.

В христианстве квадрат – символ смерти (неолитический бог земли считался богом смерти, а также тем, что умершие предаются земле).
В иудейской традиции четырехугольник считается символом нематериального начала, генетически символом божества.

Американские лабиринты
Американские лабиринты, рисунки индейцев северной Америки.

Точки в ромбе, очевидно, обозначают зерно на поле.
Такая интерпретация этого знака подтверждается контекстом композиций, в которых он применялся.

Знак ‘вавилон’ из наскальных изображений, Кавказ.

На малоазийской неолитической керамике часто встречается рисунок, состоящий из цепочки ромбов, скомпонованных с зигзагами; он явно выражает моление о том, чтобы влага напоила землю.

Знак ‘Вавилон’ в Восточной Европе и Закавказье.

Рисунок в виде цепочки ромбов был одним из излюбленных в древности.
Возникнув еще в палеолите, он приобрел земледельческую семантику в неолите, был воспринят индоевропейскими скотоводами Северного Причерноморья.
Продолжал применяться в эпоху бронзы.
Фигурирует в качестве декоративного мотива в конце 19 начале 20 века.
Вряд ли этот рисунок возник и в свое время применялся как чисто композиционное построение.
Если бы это был просто орнамент, он не оказался бы столь устойчивым на протяжении тысячелетий.
Пройдя через все до письменные эпохи и применяясь в совершенно разных культурах.
На фигурке лося (Сибирь, первая половина 1 тыс. до христовой эры) , начертана цепочка ромбов, которая имеет вид не орнамента, а магического знака.
Со времени неолита в Средиземноморье, на Кавказе и в Передней Азии имел широкое распространение круглая и квадратная формы плана святилищ и жилищ.
Источником круглой формы (символ неба) ряда древних сооружений была культовая символика.
Только этим нельзя объяснить круглую в плане форму построек, ибо она могла возникнуть в разных концах мира на основе элементарных архитектурно-строительных приемов в эпоху примитивной техники.
Но этого нельзя сказать о квадратных в плане постройках.
Хотя такая их форма и была связана с определенными приемами строительства, последние можно рассматривать как возникшие на основе заданной квадратной формы плана.
Квадратное помещение не очень удобно в быту; между тем традиция возведения квадратных домов бытовала на протяжении тысячелетий (на Кавказе она держалась до средних веков, а на Памире до 20 века).
Интересно, что в Западной Европе, где квадрат в качестве священного символа не был столь популярен, как в Передней Азии, не было (кроме Средиземноморья) и квадратных жилищ.
Еще в большей мере, чем при сооружении жилищ, символичность формы планов построек сказалась в культовом строительстве: в разных местах региона, простирающегося от Средиземноморья до Средней Азии, храмы в древности имели очень часто круглый или квадратный план.
Символический смысл этих форм лишь в отдельных случаях известен теперь; так, в Китае, заимствовавшем, из Передней Азии некоторые элементы неолитической религии, храм неба круглый, а храм земли квадратный.
Характерная для многих районов Передней Азии форма жилого дома, мавзолея, мечети в виде квадратной постройки, перекрытой куполом, возможно, в генезисе своем имеет символику квадрата и крута.
Действительно, ведь более практична, в функциональном и конструктивно-строительном отношениях, не квадратная, а продолговатая постройка, крытая сводом.
Есть сооружения и более сложной формы, планы которых представляют собой культовые символы: квадрат с вписанным крестом, крест, квадрат с образующими крест выступами на его сторонах.