Захоронения в естественной или искусственной пещере, в земле, в лодке, трупосожжение, предание тела съедению собаками или захоронение в кувшине, в дупле, стволе или кроне дерева, предание тела съедению птицами.
Умерших хоронили там, где они обитали при жизни.
Пещера, которая служила жильем для многих людей на протяжении многих поколений, обычно бывает лишь одно захоронение, иногда несколько.
Еще более примечательно то, что, как это удается установить, погребение устраивалось перед тем, как люди заселили пещеру.
Есть случаи неандертальских захоронений в пещерах, которые не использовались для жилья, в 50% случаев неандертальские захоронения,  детские, что тоже говорит в пользу их интерпретации как жертвенных, большой процент детских захоронений не может быть объяснен высокой детской смертностью, ибо эти захоронения единичны или немногочисленны в каждой пещере.

Псевдоантропоморфные стелы в Дагестане

Псевдоантропоморфные стелы в Дагестане

Среди взрослых захоронений – три четверти женские; это не может быть объяснено тем, что, как считают некоторые авторы, мужчины были якобы пришлыми, происходящими из других кровнородственных коллективов.
Следует, очевидно, заключить, что идея принесения женской жертвы божеству «низа» вселенной возникла еще у неандертальцев.
О культовом характере неандертальских захоронений свидетельствуют, например, следы кострищ над погребением, ориентация тел покойников в направлении восток – запад (головой на запад).
В одной из пещер Италии обнаружено относящееся к мустьерской эпохе захоронение человеческой головы, носящей следы насильственной смерти, насаженной на кол и окруженной кольцом камней.
Выразительно захоронение неандертальского ребенка в пещере Тешик-Таш (Узбекистан).
Кости носят следы удаления мяса, что может свидетельствовать о ритуальном каннибализме, сложены в беспорядке, вперемежку с костями горного козла, и окружены шестью парами козлиных рогов, это захоронение было изведено перед заселением людьми пещеры и оставлять единственным в ней.
Некоторых неандертальских захоронениях вместе костями покойника находятся кости медведя; в одном случае рядом с захоронением человека находилась, крытая каменной плитой камера с костями медведя.
Древнейшие люди должны были заметить, что если мертвое тело находится в земле, то через некоторое : время от него остаются только кости, и они вполне могли сделать из этого вывод, что мясо было съедено.

Следовательно, жертву, приносимую богу земли, нужно зарыть в землю.

Отсюда мифы о том, что земля проглатывает людей, и в частности миф о Кроносе, съедавшем своих детей.
Невозможно объяснить неандертальские захоронения какими-либо соображениями утилитарного характера. Захороненное неандертальцами человеческое тело обычно помещено в неглубокой яме, иногда положено на пол пещеры и покрыто землей.

Трупы, наверное, были связаны, потому что ноги их подогнуты, скорченный.
Кисти рук в большинстве случаев находятся вблизи лица; видимо, руки тоже были связаны.
Может быть, такое положение рук означает, что мертвому его руками закрывали лицо.

В ряде случаев положение тела показывает, что оно было небрежно брошено и втиснуто в тесную яму.
Таковы неандертальские захоронения везде, где они обнаружены, в Западной Европе, Крыму, Палестине.

Стрелы с символом трех солнц в Дагестане.

Таким образом, захоронение мертвых путем их погребения в земле, возникшее у неандертальцев и практикуемое до сего времени, первоначально представляло собой жертвоприношение богу земли, а затем акт передачи божеству всякого покойника, ибо, очевидно, считалось, что умерший выбран богом в качестве своей жертвы.
Действительно, нет других объяснений причины возникновения этого погребального обычая.
Ведь о санитарно-гигиенических соображениях неандертальцев и человека современного физического типа в начальные периоды его истории не может быть речи.
Кроме того, захоронение умершего в земле не является единственным известным погребальным обрядом, и в прошлом оно было не столь обычным, как теперь: существовали различные способы захоронений, причем, что примечательно, нередко разные у одного и того же народа, в одной и той же культуре.
Но все известные способы захоронения мертвых можно интерпретировать как акт передачи умершего богу земли – захоронение в естественной или искусственной пещере, в земле, в лодке, трупосожжение, предание тела съедению собаками или богине неба – захоронение в кувшине, в дупле, стволе или кроне дерева, предание тела съедению птицами.
В Армении на поминках говорят:

Этот хлеб покушается.

Смысл этого выражения – ‘смерть естественна‘, а происхождение его, очевидно, состоит в представлении о том, что умершие служат пищей для богов, как хлеб для людей.
О том, что умерший представлялся отданным этим божествам, говорят также символы, изображавшиеся на намогильных сооружениях: крест, розетка, конь.
Неандертальские захоронения, а также неандертальские «медвежьи пещеры» свидетельствуют о том, что зачатки религии эпохи неолита возникли еще в мустьерскую эпоху, до возникновения человека современного физического типа.

Крест с полумесяцем:
1- декор глиняного короба для зерна;
2- обмазка ограды у входа в усадьбу;
3- орнамент на камине.

К этим культовым особенностям, сохранявшимся в дальнейшем на протяжении более 50 тысяч лет, можно отнести: представление о медведе как о божестве, а именно как о воплощении бога земли; миф акта умерщвления медведя; связь пещеры с образом бога земли; представление о боге земли как о мистическом «хозяине» жилища людей; представление о необходимости принесения человеческих и, в частности, детских жертв богу земли и покровителю жилища; погребение в земле как реализация этого жертвоприношения; миф о направлении восток – запад в качестве элемента культа бога земли.
Кроманьонцы и неандертальцы сосуществовали на протяжении десяти-двадцати тысяч лет.
То ли в результате взаимного общения, то ли как физические потомки, люди современного типа восприняли у неандертальцев некоторые особенности материальной и духовной культуры, в том числе погребение мертвых в земле.
Кроманьонцы, как и неандертальцы, устраивали жертвенные захоронения людей в пещерах.
В некоторых случаях погребальный ритуал включал в себя разведение костра.
Иногда тело уложено на толстый слой золы и посыпано золой; стало обычным посыпать тело покойника и погребальную яму красной охрой; иногда человеческие черепа окрашивались красной краской; тела погребенных клали в направлении восток – запад.
Нередки захоронения частей туши животного без следов употребления ее в пищу, продолжался культ медведя и рогатых животных.
В связи с выводом о том, что в облике медведя первично олицетворял бог земли, представляется возможным изложить гипотетическую этимологию некоторых имен и терминов, связываемых с этим божеством.