Черный бог, судя по средневековым письменным свидетельствам, считался как источник зла. Есть ли в мифологии народов Европы и Передней Азии другое мужское существо, для которого, эта характеристика была бы сущностной и который на этом основании мог бы быть идентифицирован с Черным богом, это змей, дракон. Но змей, как мы знаем, олицетворял землю. И если принятое сопоставление, верно, то Черный бог опять же бог земли.
Змей имеет и другую особенность, роднящую его с Черным богом: в мифах он тоже связывался с горой.
В хеттских ритуалах имеет место момент поклонения горе как обиталищу бога грозы, грозу совершает огненный змеи. В русском фольклоре змей часто именуется Горынычем — не потому, что он причиняет горе, а потому, что обитает на горе.
В русской сказке говорится, что источник зла как и горе находится под землей. А подземный мир есть царство мифического змея. Поэтому он в Ригведе называется ‘змеем глубин‘, имеет необычный облик, он рогат и бородат, кроме того, он крылат.
Одна из характерных черт мифического змея, что он может сделать богатым того, кто ему понравится. Есть русские сказки о змее, проникающем в дом через печную трубу и способствующем зажиточности хозяйства.
В древнеегипетском тексте змей назван ‘тот, кто приносит дары‘. Предания о змее, который может облагодетельствовать, одарить, известны у многих народов.
В мифологических представлениях змей считался обладателем и хранителем сокровищ, отсюда и поверье о том, что он может одарить ими.
С этой древней верой в то, что Черный бог ( змей, дракон, источник зла ) может одарить богатством, считалось, что тараканы содействуют зажиточности того дома, в котором они заводятся, потому, что они черные и любят темноту. Подтверждением тому, что тараканы связывались с Черным богом, может служить само слово таракан, явно однокоренное с такими именами Черного бога, как Таркомн, древнерусскому названию Таманского полуострова Тму-Торокан соответствует византийское Тама-Тарха, в котором узнается имя архаического азиатского бога грозы, бога преисподней Тарх.
О том, что бог преисподней ассоциировался с находимыми в земле сокровищами, может свидетельствовать древняя мифология золота. В мифах разных народов проявляется представление о связи загробного мира с золотом, драгоценностями, богатством, золото издревле было принадлежностью культа Черного бога (змей, дракон). Отсюда и такие поверья, чтобы исцелиться, нужно пить воду с золота, умывание водой с золота предохраняет от удара молнии, нужно бросать ‘на счастье‘ деньги в водоем.

Символические изображения ‘дерева жизни’:
1-4- Дагестан;
5- Грузия;
6- Россия;
7,8- Франция, 15-10 тыс. до х. э.;
9- Дания, 7-6 тыс. до х. э.

Судя по дошедшему до нас мезолитическому рисунку, еще в ту древнейшую эпоху существовал характерный для словесной традиции многих народов образ змея, охраняющего дерево. Этот змей, как свидетельствуют мифы, живет у корней дерева в земле. Змей здесь выступает в качестве представителя земных недр и земли, так же как и в абстрактно-символических графемах.
Зигзаг в рамке
Зигзаг в рамке:
1- лепка камина;
2- резной камень стены постройки 17 век;
3- надгробие на средневековом кладбище;
4- Поволжье, середина 1 тыс. до х. э.;
5- Россия, 12 век;
6- Армения, 3 тыс. до х. э.;
7- Украина, конец 2 тыс. до х. э.

Древнеегипетского бога земли Геба называли отцом змей и изображали со змеиным обличьем.
Одно из имен бога преисподней у древних египтян это Серапис, имя родственно латинскому ‘змея‘. Владыка загробного мира в индийской мифологии носит имя Серпент, его символ, змея. Характерно, что хотя Серпент олицетворял загробный мир, его считали воплощением жизненной энергии, а это является характерным признаком бога земли. Аналогичным образом египетский Серапис почитался не только как владыка загробного мира, но также как податель плодородия и божественный целитель.
В еврейском языке ‘змея‘, это же слово означает ‘сжигать, гореть, горение‘, поскольку бог земли, представлявшийся в обличье змея, соотносился с огнем как источником зла. У славян записаны поверья об ужах с золотыми рогами.
Образ рогатого змея существовал на территории, ныне населенной славянами, еще несколько тысяч лет тому назад.
Змей, бог земли
Змей, бог земли:
1- Югославия, неолит;
2- Древний Египет;
3- Мальта, неолит;
4- Румыния, 4 век до х. э.

На этом рисунке рядом со змеем показан полумесяц, эмблема быка, а бык, как мы видели выше, считался воплощением божества земли. Да и сам змей рогат потому, что он воплощение Черного бога, но не только бык, но и другие рогатые животные представляли это божество.