Первобытное сознание видело в лукавстве, хитрости проявление ума,
змея

ползет изгибаясь, лукавый значит ‘изогнутый‘.
Сербское ‘хитрый‘ буквально значит ‘быстрый‘, а змея быстрая.

Змея ползет быстро, изгибаясь, значит — лукавая, хитрая и следовательно – мудрая.

Зигзаг в рамке
Зигзаг в рамке:
1- лепка камина;
2- резной камень стены постройки 17 век;
3- надгробие на средневековом кладбище;
4- Поволжье, середина 1 тыс. до х. э.;
5- Россия, 12 век;
6- Армения, 3 тыс. до х. э.;
7- Украина, конец 2 тыс. до х. э.

Поскольку змей считался воплощением божества преисподней, его образ имел хтонический характер.
В погребениях эпохи бронзы на Юге России встречаются змей.
По поверью осетин мясо змеи обновляет стареющие души умерших.
У греков и литовцев существовало представление, в змеях живут души умерших, такое представление существовало и у африканских негров.
Древнеегипетские тексты называют змей ‘живыми душами‘.
В древних мифах и поверьях отношение к змее двоякое .
В Европе змею считали существом, по одним поверьям зловещим, по другим — благодетельным.
Название змеи нередко избегали произносить в Европе и в Азии полагали, что если змея переползет дорогу, нужно повернуть обратно.
В осетин в народных сказках змея и связанная с ней волшебная бусина оживляют мертвых, приносят счастье, богатство, удачу, а в иных вариантах — горе, несчастье, неудачу.
В Албании существовало поверье, что если змея проникнет в дом, в нем умрут все мужчины/
У греков проникновение змеи в дом считалось дурной приметой.
В то же время змея считалась покровителем жилища.
У одних индейских племен змея считалась покровителем жилища, у других существовал обряд изгнания из дома злого духа в образе змея.
В древнеегипетской мифологии змеи — противники солнечного бога
Ра

, но другие змеи помогают ему и защищают его.
В
Текстах пирамид

змеи величаются богами или братьями богов, хотя вообще в древнеегипетских культовых воззрениях змея выступала как воплощение зла.
Двойственное отношение к змее видно и в библейских текстах.
В
Ветхом завете

змей — враг рода человеческого; но
Моисей

велел изготовить из меди изображение змеи, которое должно было исцелять больных.
Знак змеи на женских статуэтках
Знак змеи на женских статуэтках:
1- Румыния. 5 тыс. до х. э.;
2- Германия, 4 тыс. до х. э.;
3- Крит, 3 тыс. до х. э.;
4- Перу, 10-14 век.

Можно было бы предположить, что в двойственном отношении к змее отразилось различие ядовитых змей и безвредных ужей; но мифология и этнография не представляют данных, которые обосновывали бы такое предположение.
Примеры, иллюстрирующие различное культово-мифологическое отношение к змее, показывают, что они являются наследием той эпохи, когда змей был своим божеством для одних и чужим для других, а в результате смешения народов образовались смешанные религиозные воззрения.
Двойственное отношение к владыке ‘низа’ отразилось, в частности, и на двойственном отношении к воде, в которой, по народным поверьям, обитают злые духи:
водяной

,
русалка

.

У славян было поверье о том, что с водой может незаметно для человека войти в него нечистая сила.

Чтобы «враг» не проник в воду, ее полагалось держать накрытой.

Обычай этот имеет, конечно, вполне рациональное происхождение — непокрытая вода пылится и грязнится.

Но воду не обязательно нужно было накрыть крышкой, ее можно было ‘накрыть‘ двумя
крестообразно сложенными

лучинами.
Итак, можно сделать вывод:
волнистая линия

или
зигзаг

обозначали змею или воду, причем эти значения символа были взаимосвязаны.
Как уже говорилось, такой элементарный рисунок, как зигзаг, мог возникать самостоятельно в разных местах, имея различную семантику.
Но нередко этот мотив имеет специфические элементы, образует своеобразные композиции, сходство которых в различных культурах трудно счесть просто совпадением.
В Закавказье и в России неоднократно встречается изображение зигзага в рамке, он представляет собой определенный символ.
Его семантику позволяет расшифровать рисунок на одном древнем сосуде с территории Украины.
Сосуд украшен поясом
ромбов

(знак земли).
На этом сосуде в одной из фигур, стоящих в ряду ромбов, начертано изображение змеи, что указывает на семантическую связь змеи и земли в культовых представлениях.
От такого рода рисунков и происходит
знак зигзага

в рамке, являющийся идеограммой понятия «змея-земля«.
В этом видим еще одно доказательство того, что змея являлась олицетворением земли (вернее, божества земли).
Поэтому в русском языке слова змея и земля — одного корня.
Знак змеи часто изображался на женских статуэтках эпохи неолита, такое сочетание было известно и в доколумбовой Америке.
Семантика этих композиций раскрывается в свете представлений о связях бога земли и богини неба.