Орнамент в виде рядов зигзагов параллельных, был известен еще в верхнем палеолите, в эпоху, отстоящую от нашего времени на 12 тысяч лет.
Прообраз такого мотива, зафиксировавший в дагестанском орнаменте, то он возник в неолите (около 9 тыс. лет тому назад) и с тех пор продолжал бытовать в эпохи бронзы и железа.
Рисунок параллельных зигзагов параллельных на камнях кладки
Рисунок параллельных зигзагов

параллельных

на камнях кладки стен:
1- обработка лицевой поверхности камня насечкой;
2- резной камень.

Орнамент в виде линии зигзагов параллельных рассматриваемого типа часто встречается на керамике Европы и Западной Азии 3—2 тыс. до христовой эры.
При этом зигзаги могут быть вертикальными или горизонтальными, но чаще они вертикальны. Такой орнамент был обычен и на северокавказской керамике эпохи бронзы.
Орнаментация параллельными зигзагами в древнем искусстве Евразии
Орнаментация параллельными зигзагами в древнем искусстве Евразии:
1- Югославия, неолит;
2- Германия, неолит;
3- Чечено-Ингушетия, 6-5 век до х. э.

В некоторых случаях орнамент линии зигзагов параллельных подобного рода на керамике имел производственное происхождение; рисунок вертикальных зигзагов мог имитировать отпечаток веревки, а рисунок горизонтальных зигзагов – передавать внешний вид плетенки.
В раннем неолите, когда еще не знали гончарного круга, сосуды изготовляли, связывая глиняные заготовки веревкой или обмазывая плетеные корзины липой.
При этом на керамике после обжига оставались оттиски, которые затем изображались уже, но традиции.
Таково, вероятно, происхождение орнамента в виде рядов зигзагов параллельных на керамике древнеямной культуры.
Но такого объяснения недостаточно для искусства неолита в Юго-Восточной Европе и Передней Азии, а также для памятников эпохи бронзы в более широком ареале.
Есть много примеров зигзагов параллельных, в которых генетически явно не связана с производственной технологией.
Кроме того, ее чрезвычайная популярность в среде раннее земледельческих культур необъяснима, если считать ее всего, лишь рудиментом архаических приемов производства керамики.
Наконец, есть данные о смысловом значении этого рисунка, и том, что он имел определенную семантику.

Орнаментация параллельными зигзагами керамики Евразии 3-2 тыс. до х. э.:
1,2- Северное Причерноморье;
3- Западная Сибирь;
4- Центральная Европа;
5- отпечатки веревки, Англия;
6- имитация плетенки, Крит.

Любопытна картина, представленная в расписной чаше 6-5 века до христовой эры из Силезии.
В центре изображено небо, а кружок с лучами может изображать солнце, но, кроме того, он служил и символом неба.
По периметру силуэты трех холмов; это земля, и возделанные поля, обозначенные штриховкой, которая передает борозды.
Мы видим поднимающиеся к солнцу растения, а с неба на землю падает дождь, изображенный пучками зигзагов параллельных.
Подобен этому сюжету и орнамент одного раннее средневекового керамического блюда из Средней Азии; здесь дождь передан пучками волнистых линий.
Иногда рисунок вертикально направленных зигзагов параллельных к верхней части, изображает продолжение за пределами данного поля, надо полагать, что это показан дождь, падающий сверху.
В наскальных росписях Урала изображена сцена моления, которое обращено к божеству, дарующему дождь, последний показан рисунком зигзагов параллельных.
В исследовании, посвященном образу Великой богини, отраженному в словесности и искусстве древности, отмечает, что она, помимо прочих своих функций, считалась богиней неба и небесной влаги, многих языках древнее название дождя.
Объяснить это следует тем, что Великая богиня, подательница дождя и плодородия, в то же время считалась источником смерти, болезней, неурожая, поэтому в мифологическом сознании возникло представление о том, что не следует без особой надобности привлекать к себе ее внимание.